РСЛНО РО

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

Влияние условий содержания животных в раннем детстве

 

Ученые, опираясь на клинические данные, высказали предположение, что эмоциональное состояние матери во время беременности оказывает влияние на плод; как известно, это мнение широко распространено с давних времен.

 

А в первые минуты жизни в памяти молодого животного неизгладимо и четко "запечатлевается" образ движущегося предмета, первым попавшегося ему на глаза, и отныне оно будет повсюду следовать за этим предметом.

 

Пренатальные воздействия

 

Отражаются ли на потомках воздействия, которым подвергалась мать во время беременности? Ученые обучали самок крыс до беременности избегать ударов электрического тока, для чего они должны были нажать на рычаг при звуке колокольчика; этот рычаг открывал дверцу, ведущую в отделение, где они могли не опасаться ударов тока. Во время беременности этих крыс заставляли слушать звон колокольчика, и хотя током их не ударяли, но не было и рычага, позволявшего им проникать в безопасное отделение. Исследователи считают, что в таких условиях у крыс развивалось состояние беспокойства.

 

Для того чтобы избежать влияния повышенной возбудимости матери, крысят отдавали выкармливать нормальным самкам, не подвергавшимся никаким экспериментальным воздействиям. Оказалось, что потомки тех крыс, у которых во время беременности вызывали состояние беспокойства, были более пугливыми и возбудимыми. Результаты этих исследований были неоднократно подтверждены.

 

Воздействия в период выкармливания

 

"Усыновление" животным другого вида. Приемыши воспринимают привычки своей приемной матери; например, ягнята, выкормленные козами, брыкаются задними ногами, как козы. По отношению к своим сородичам они впоследствии испытывают страх.

 

Крайне интересно, что "усыновленные" козлята и ягнята растут быстрее и обычно физически крепче, чем те, что воспитаны собственной матерью.

 

Искусственное выкармливание. Длительная изоляция детеныша при искусственном выкармливании из рожка, как и "усыновление" другим видом, сильно влияет на эмоциональность и способность к обучению. Выкормленные из рожка козлята более "сонливы" и обучаются с большим трудом, чем нормальные. Различия эти сохраняются даже после года жизни в стаде. Однако некоторые ученые наблюдали противоположный эффект: детеныши, выкормленные из рожка или приемными матерями другого вида, быстрее обучаются и реагируют на более широкий диапазон раздражителей, чем контрольные.

 

Известно, что нормальных козлят и ягнят легко "загипнотизировать", то есть вызвать у них достаточно продолжительную неподвижность; животные же, выкормленные искусственно или матерями другого вида, гораздо активнее и "загипнотизировать" их не удается.

 

В поведении овцы, выкормленной из рожка, даже через год после того, как ее поместили в стадо, были заметны отклонения от нормы: она не позволяла ягнятам сосать себя, хотя и не отгоняла их ударами головы, как это передко делают овцы; своими детенышами она интересовалась очень мало и оставалась равнодушной, когда их у нее отбирали. Искусственно выкормленного барана сородичи с трудом приняли в стадо, а сам он в период размножения был менее агрессивен, чем нормальные бараны.

 

Число детенышей в помете. Исследователи изучали влияние численности помета на поведение крыс, сравнивая пометы из 6 и 12 крысят. Они обнаружили, что в первом случае самки проявляют больше материнской заботы. У крысят из больших пометов реакция скучивания (когда они стремятся собраться вместе) проявляется позднее, зато она выражена отчетливее, чем у крысят из малых пометов; такие крысята меньше весят и впоследствии чаще спариваются

 

Влияние условий воспитания после прекращения вскармливания

 

Как же отражаются на поведении условия содержания после прекращения вскармливания?

 

Принято говорить о трех типах среды: обедненной, нормальной и обогащенной. Значение этих терминов различается у разных авторов. Обычно, когда сенсорные воздействия и (или) контакты с особями своего вида ограничены, говорят об обедненной среде. Нормальной называют среду, соответствующую обычным условиям лабораторного содержания, которые, впрочем, далеко не всегда бывают одинаковы. Что же касается обогащенной среды, то на этот счет разные авторы сходятся во мнении: здесь всегда имеют в виду достаточно просторный вольер, в котором имеются различные предметы, игрушки, туннели, наклонные плоскости.

 

Крысы, содержавшиеся после прекращения выкармливания в обогащенной среде, впоследствии лучше обучались в лабиринте и в других устройствах. Исследователи сравнивали, как ведут себя в лабиринте крысы из "сообразительной" и "несообразительной" линий.

 

Оказалось, что если "несообразительных" крыс после прекращения вскармливания воспитывали в обогащенной среде, то они обучалась в лабиринте так же успешно, как и воспитанные в той же среде "сообразительные" крысы. В то же время если этих последних содержали в обедненной среде, то они обучались не лучше, чем "неспособные" крысы. Это заставляет предположить, что подобный отбор эффективен только при воспитании в определенной среде.

 

Сенсорная стимуляция. Избыток сенсорной стимуляции оказывает влияние также на восприятие. Ученые помещали в клетки с крысами изображения различных фигур: четырехугольников, кругов, крестов и треугольников. Через некоторое время они обучали этих животных избегать одну из фигур, тогда как другая служила сигналом поощрения. Оказалось, что у крыс, выращенных в "обогащенной" среде, результаты были лучше, чем у контрольных.

 

У выращенных в темноте шимпанзе зрительное восприятие впоследствии развивается медленно. Если собак содержать в раннем возрасте в тесной клетке, ограничивающей их активность, то после освобождения они гораздо медленнее, чем нормальные животные, обучаются избегать болевых раздражителей. Создавалось даже впечатление, что такие собаки не боятся предмета, причиняющего боль (например, спички, которой им прижигали нос); они даже дольше оставались около экспериментатора после болевого раздражения, чем до него.

 

Ограничение двигательной активности в раннем возрасте приводит и к отставанию в выработке двигательных навыков. Исследователи обнаружили такое отставание у шимпанзе, руки которых в детстве были заключены в картонные ящики. Наконец, у крыс, выращенных в "обедненной" среде, резко возрастает исследовательская активность, когда их помещают в нормальные условия.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz