РСЛНО РО

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

Способность животных к обучению

 

Уже давно учеными делаются попытки вывести "способных" или, напротив, "неспособных" крыс по их поведению в лабиринте. Но крысы оказались "способными" только в автоматическом лабиринте определенного типа, использовавшегося для отбора. Эти крысы гораздо меньше отвлекаются на шум автоматического механизма, но в то же время они лучше ориентируются в пространстве и запоминают положение цели.

 

Однако теперь признано , что "лабиринтная методика" отнюдь не является идеальной для отбора, поскольку обучение при этом зависит от слишком многих факторов. "Способные" крысы чувствительнее к раздаче корма и меньше отвлекаются, "неспособные" крысы в большей степени полагаются на зрительные раздражители.

 

Что касается генетики обучения, то все попытки разобраться в этомвопросе до настоящего времени не дали положительных результатов. Не известно, контролируется ли поведение, связанное с обучением, одним геном с плейотропным действием или же полигенной системой. Результаты скрещивания предсказать трудно.

 

Селекция крыс при обучении в лабиринте

 Селекция крыс, неспособных (I) и способных (II) при обучении в лабиринте

 

Эксперимент Мак-Дугала был предпринят специально для исследования наследственной обусловленности обучения. Крыс обучали плыть в определенном направлении, не заплывая в ярко освещенные отсеки, где их ударяли током. По утверждению исследователя, крысы в последовательных поколениях обучались этому поведению быстрее. Агар повторил этот эксперимент, ставя опыт на протяжении 20 лет, но в отличие от Мак-Дугала он каждый раз оставлял контрольных крыс. Оказалось, что скорость научения контрольных животных (предков которых не обучали) возросла в такой же степени, что и скорость научения экспериментальных животных.

 

Скорее всего такое улучшение вызвано более совершенной работой экспериментаторов, которая также улучшается со временем, по мере приобретения навыка.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz